Вопросы и ответы

Прежде чем начать пользоваться государственными и муниципальными услугами через интернет, необходимо зарегистрироваться на Едином портале государственных и муниципальных услуг (далее – ЕПГУ, www.gosuslugi.ru) пользователю необходимо внести следующие данные: фамилия, имя, номер мобильного телефона или адрес электронной почты. На указанный номер мобильного телефона (адрес электронной почты) будет направлен код подтверждения данных учетной записи, который необходимо активировать. При такой регистрации пользователю доступно ограниченное количество электронных государственных услуг: статистическая  информация, библиографическая информация, сведения государственных библиотечных фондов.

Для того чтобы получить дополнительный набор услуг, в личном кабинете на ЕПГУ необходимо ввести паспортные данные и СНИЛС. После проверки личных данных по базам Пенсионного фонда и Федеральной миграционной службы пользователь получает доступ к таким услугам, как: проверка штрафов ГИБДД, подача заявления на получение патента или регистрацию товарного знака, запись на приём к врачу, получение информации об оказанных медицинских услугах и некоторым другим.

Для того чтобы воспользоваться полным спектром электронных услуг (например, просмотреть состояние своего лицевого счета в Пенсионном фонде, подать заявление на получение загранпаспорта, проверить свою налоговую задолженность, подать налоговую декларацию, зарегистрировать автомобиль в ГИБДД, проверить задолженность службе судебных приставов и другое) необходимо подтвердить регистрацию учетной записи пользователя.

Подтвердить учетную запись можно тремя способами:

1. Лично посетить ближайший центр активации учетных записей пользователей и предъявить документ, удостоверяющий личность, реквизиты которого были указаны при регистрации учетной записи. Перечень действующих центров активации с указанием адресов и режима работы доступен на карте при выборе способа активации личного кабинета (https://esia.gosuslugi.ru/public/ra/).

На территории Бутурлинского района, для подтверждения личности, можно обратиться в многофункциональный центр (МФЦ, р.п.Бутурлино, ул.Ленина, 140), либо в Администрацию Бутурлинского муниципального района (р.п.Бутурлино, ул.Ленина, 106 кабинет № 25).

2. Заказать код активации заказным письмом по Почте России и забрать его в отделении почтовой связи ФГУП «Почта России» с предъявлением паспорта.

3. Подтвердить учетную запись самостоятельно с помощью квалифицированной электронной цифровой подписи или универсальной электронной карты в личном кабинете ЕПГУ.

Законодательством предусмотрено участие прокурора в гражданских делах определенной категории. Это дела о восстановлении на работе, выселении, другие жилищные споры, последствием которых является утрата права на жилое помещение. Также прокурор участвует по делам о возмещении вреда, причиненного здоровью, в том числе и о компенсации морального вреда. Без прокурора не могут быть рассмотрены дела о лишении родительских прав, восстановлении в родительских правах, об установлении усыновления (удочерения). Участие прокурора также должно быть обеспечено в делах о признании гражданина недееспособным, ограниченно дееспособным, о признании дееспособным.

Задачами участвующего в гражданском деле прокурора является обеспечение законности на всех стадиях судопроизводства.

Прокурор активно участвует в исследовании доказательств, при необходимости инициирует их истребование. По результатам рассмотрения прокурор дает мотивированное заключение по делу.

В случае несогласия с решением суда у прокурора имеется право его обжаловать в вышестоящий суд путем принесения апелляционного представления.

Гражданский иск о компенсации морального вреда может быть предъявлен по уголовному делу, когда такой вред причинен потерпевшему преступными действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему нематериальные блага.

Согласно части 1 статьи 44 Уголовного процессуального кодекса Российской Федерации и статьям 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, гражданский иск о компенсации морального вреда подлежит рассмотрению судом и в случаях, когда в результате преступления, посягающего на чужое имущество или другие материальные блага, вред причиняется также личным неимущественным правам, либо принадлежащим потерпевшему нематериальным благам.

Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме независимо от подлежащего возмещению имущественного вреда.

Если потерпевшими по уголовному делу о преступлении, последствием которого явилась смерть человека, признаны несколько близких родственников и (или) близких лиц погибшего, а при их отсутствии или невозможности участия в уголовном судопроизводстве – несколько его родственников, то каждый из них вправе предъявить гражданский иск, содержащий самостоятельное требование о компенсации морального вреда.

При рассмотрении иска о взыскании морального вреда судом учитывается, в том числе, характер причиненных потерпевшему физических и (или) нравственных страданий, степень вины подсудимого, его материальное положение и другие конкретные обстоятельства дела, влияющие на решение суда по предъявленному иску. Во всех случаях при определении размера компенсации морального вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

При установлении фактов противоправного или аморального поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления, эти обстоятельства также учитываются судом при определении размера компенсации морального вреда.

Согласно статье 6.36 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) воспрепятствование в какой-либо форме законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи влечет наложение штрафа в размере от 4 000 до 5 000 рублей.

Также, согласно части 2 статьи 12.17 КоАП РФ предусмотрена ответственность за непредоставление преимущества в движении транспортного средства, имеющего нанесенные специальные цветографические схемы, надписи и обозначения с одновременно включенными проблесковыми маячками синего цвета и специальным звуковым сигналом. Нарушение влечет наложение штрафа в размере от 3 000 до 5 000 рублей или лишение права управление на срок от 3 месяцев до 1 года.

Кроме того, в случае наступления тяжких последствий виновное лицо подлежит привлечению к уголовной ответственности. Так, в соответствии со статьей 124.1 Уголовного кодекса Российской Федерации воспрепятствование законной деятельности медицинского работника по оказанию медицинской помощи, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью пациента или смерть, наказывается вплоть до 4 лет лишения свободы.

Сегодня государство немалое внимание уделяет борьбе с экстремистской идеологией. Часто приходится слышать о недопустимости экстремизма как одного из наиболее опасных явлений в обществе.

У такого понятия как экстремизм либо экстремистская деятельность (данные термины тождественны) объёмное определение, поскольку включает в себя более 10 конкретных видов действий, некоторые из них так или иначе связаны между собой.

К ним относится, в том числе, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, а также совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды; пропаганда превосходства либо неполноценности человека, а также нарушение прав граждан по указанным выше признакам; воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав, соединенное с насилием либо угрозой его применения.

Термины экстремизм и терроризм соотносятся как общее и частное, где частное - это терроризм, как наиболее опасное проявление экстремизма, сопряженное с совершением насильственных действий или устрашением населения.

Государственные органы обладают различными полномочиями в сфере противодействия экстремизму, форма и порядок их реализации зависит от конкретного содержания информации, обладающей признаками экстремизма.

Например, органы прокуратуры обладают исключительными полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях: статьями 20.3.1 (возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства), 20.33 (участие в деятельности иностранной или международной неправительственной организации, в отношении которой принято решение о признании нежелательной на территории Российской Федерации ее деятельности).

Другим направлением деятельности органов прокуратуры является обращение в суд с исковым заявлением о признании информации экстремистской или запрещённой к распространению на территории РФ.

В частности, к такой информации могут относиться комментарии пользователей в социальных сетях, носящие экстремисткий характер, рецепты изготовления взрывчатых устройств, демонстрация свастики.

Законодательством также предусмотрен внесудебный порядок ограничения доступа к ресурсу, содержащему противоправную информацию.

Так, внесудебный механизм пресечения доступа применим к информации, содержащей:

- призывы к массовым беспорядкам;

- призывы к осуществлению экстремистской деятельности;

- призывы к участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка;

- ложные сообщения об актах терроризма и иной недостоверной общественно значимой информации, распространяемой под видом достоверных сообщений;

- обоснование или оправдание осуществления экстремистской и террористической деятельности;

- информационные материалы иностранной или международной неправительственной организации, деятельность которой на территории Российской Федерации признана нежелательной/запрещена.

В случае обнаружения вышеуказанной информации в общем доступе, Генеральный прокурор Российской Федерации или его заместители обращаются в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, с требованием о принятии мер по удалению указанной информации и по ограничению доступа к информационным ресурсам в случае ее неудаления.

Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) установлено наказание за оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации.

Под незаконным оборотом наряду с реализацией (покупкой, продажей, передачей в дар, и т.п.) законодатель так же подразумевает перевозку указанных объектов, при этом цель данной перевозки для квалификации деяния, подпадающего под уголовную ответственность по статье 258.1 УК РФ не имеет значения. В случае осуществления перевозки грузов обязанность по их проверке возлагается непосредственно на лицо, производящее указанную перевозку.

Таким образом, ответственность наступает и в том случае, когда «перевозчик» краснокнижных биоресурсов не является их покупателем и продавцом.

Максимальным наказанием по указанной статье является лишение свободы на срок от шести до девяти лет со штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей.

Уголовным кодексом Российской Федерации установлена уголовная ответственность по статье 306 - заведомо ложный донос о совершенном преступлении.

Основным объектом заведомо ложного доноса являются интересы правосудия. В качестве дополнительного непосредственного объекта этого посягательства могут выступать интересы личности, т.е. тех граждан, которых необоснованно подозревают в совершении преступления.

Общественная опасность преступления состоит в том, что оно нарушает нормальную работу правоприменительных органов, занимающихся проверкой заведомо ложного сообщения о совершении преступления, может повлечь необоснованное возбуждение уголовного дела, привлечение к уголовной ответственности и осуждение невиновного. Неверная информация отвлекает силы и внимание органов следствия и дознания от борьбы с действительными преступлениями.

Объективная сторона состава преступления характеризуется активными действиями, которые заключаются в заведомо ложном сообщении о совершении преступления - как о событии преступления, так и о лицах, его совершивших.

Заведомо ложный донос может быть устным, письменным, выполненным по телефону, через других лиц и другими способами. Не имеет значения и то, назвал доносчик свое подлинное имя, намеренно изменил его или сделал анонимный донос.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Виновный сознает, что сообщает правоохранительным либо иным органам, обязанным реагировать на это сообщение, ложные, не соответствующие действительности сведения о совершении преступления, и желает совершить эти действия, т.е. ввести в заблуждение соответствующие государственные органы.

Субъектом ложного доноса может быть любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16 лет. Заведомо ложные показания подозреваемого о совершении преступления другим лицом, совершенные с целью избежать уголовной ответственности, состава заведомо ложного доноса не образуют, поскольку являются способом защиты от обвинения.

Мотивы ложного доноса в большинстве случаев носят личный характер (месть, зависть, ревность, неприязненные отношения, стремление скрыть истинного преступника и др.). Обычно это преступление совершается со специальной целью - возбуждение уголовного дела и привлечение конкретного невиновного лица к уголовной ответственности.

Заведомо ложный донос является оконченным преступлением с момента получения сообщения (заявления) указанными выше органами или их должностными лицами.

В соответствии со статьей 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) информация может являться объектом публичных, гражданских и иных правовых отношений. Информация может свободно использоваться любым лицом и передаваться одним лицом другому лицу, если федеральными законами не установлены ограничения доступа к информации либо иные требования к порядку ее предоставления или распространения.

Статей 15 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрено, что на территории Российской Федерации использование информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области связи, настоящего Федерального закона и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (пункт 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ).

Согласно пункту 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Таким образом, размещение (опубликование) информации, в т.ч. в сети «Интернет», направленной на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, запрещенной к распространению, является противоправным деяние, за которое на территории Российской Федерации предусмотрена ответственность.

Статья 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусматривает возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Органы прокуратуры в соответствии с компетенцией направляют в суды административно-исковые заявления о признании информации запрещенной на территории Российской Федерации.

Наследование гражданского оружия, зарегистрированного в отделе лицензионно-разрешительной работы (далее по тексту - ОЛРР) осуществляется в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, при наличии у наследника или лица, в пользу которого осуществляется дарение, лицензии на приобретение гражданского оружия либо иного предусмотренного Федеральным законом основания для приобретения оружия (статья 20 Федерального закона 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии»).

В случае смерти собственника гражданского оружия до решения вопроса о наследовании имущества и получения лицензии на приобретение гражданского оружия указанное оружие изымается для ответственного хранения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом либо органами внутренних дел.

Практически после смерти владельца оружия его близкие или совместно проживающие с ним лица должны уведомить об этом отдел полиции по месту нахождения этого оружия. Достаточно по телефону сообщить в дежурную часть о факте наличия оружия, собственник которого умер и договориться о времени, когда к Вам придёт участковый уполномоченный. При явке сотрудник полиции изымает оружие, а также все боеприпасы, о чем составляется протокол, копия которого выдается заинтересованному лицу. Необходимо потребовать, чтобы оружие в протоколе было описано максимально детально, т.е. указана его комплектность, наличие приспособлений (для чистки и ухода, снаряжения патронов), описан чехол, в котором сдается оружие, обязательно должны быть указаны все номера, имеющиеся на оружии или его отделяемых частях. Целесообразно сфотографировать комплектность сдаваемого полиции на временное хранение оружия и боеприпасов, приложив распечатку фотоснимка к протоколу изъятия.

Согласно части 5 статьи 27 Федерального закона 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» оружие и патроны к нему, изъятые в связи со смертью собственника, находятся на хранении в органах внутренних дел до решения вопроса о наследовании имущества и получении лицензии на приобретение гражданского оружия, но не более одного года. По истечении одного года федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере оборота оружия, или его территориальным органом принимаются установленные гражданским законодательством меры по принудительному отчуждению указанных оружия и патронов к нему.

По истечении срока на принятие наследства (как правило это 6 месяцев с даты смерти наследодателя), необходимо у нотариуса получить отдельное свидетельство о принятии наследства именно на указанное в протоколе оружие и боеприпасы. При наличии этого свидетельства, если наследник желает приобрести оружие и боеприпасы, он оформляет в отделе лицензионно-разрешительной работы разрешение на хранение оружия, предъявляет эти документы в отдел, а затем обращается в отдел полиции, который ранее изъял оружие. Если наследник желает продать оружие он или самостоятельно ищет покупателя, имеющего лицензию или желающего оформить её, а затем обращается совместно с покупателем в ОЛРР, либо обращается в этот отдел с заявлением об оказании содействия в продаже оружия и боеприпасов через специализированный магазин, имеющий разрешение на торговлю оружием. ОЛРР разъясняет порядок взаимодействия наследника с таким магазином, при наличии соглашения между сторонами, организует передачу оружия из полиции в магазин.

В настоящее время в России, как и во всем мире, продолжается процесс цифровизации и внедрения новых средств связи и удаленной коммуникации.

Помимо очевидных благ, данный процесс неизбежно сопровождается рисками, связанными с использованием преступниками современных технологий.

Противодействие данным криминальным проявлениям находится на постоянном контроле в прокуратуре края и систематически обсуждается на координационных и межведомственных совещаниях, организуются заслушивания следственно-оперативных групп, вырабатываются дополнительные меры по совершенствованию работы в указанной сфере.

Чтобы не стать жертвой посягательств в сфере информационно-телекоммуникационных технологий, следует знать основные схемы совершения таких преступлений.

Так, необходимо остерегаться электронных писем и СМС, направляемых от имени Центрального банка России и банковских организаций с предложениями перевести деньги на другой счет для их защиты от зарубежных санкций, отключения от системы международных переводов SWIFT. Подобные предложения также могут поступать и через социальные сети.

В ряде случаев мошенники представляются сотрудниками правоохранительных органов и сообщают, что прямо сейчас со счета гражданина происходит хищение средств либо незаконное оформление кредита. Для сохранения денег преступники предлагают перевести деньги на «безопасный» и «защищенный» счет.

Другим видом обмана являются предложения о вложении в новые виды криптовалют, без заключения каких-либо договоров, когда от потерпевшего требуется лишь перевести деньги либо настоящую криптовалюту на счет злоумышленников в обмен на обещание удвоить вложения.

В преступных схемах всё чаще стали использоваться поддельные (так называемые «фишинговые») сайты, имитирующие реальные Интернет-магазины или маркетинговые ресурсы. Поддельные сайты создаются с целью сбора у граждан персональных данных и реквизитов банковских карт.

Появились рассылки и сайты с предложением купить технику, предметы роскоши и другие товары по низким ценам, подключиться к Системе быстрых платежей, льготному обмену валют по выгодному курсу.

Ни при каких условиях нельзя переходить по сомнительным Интернет-ссылкам, сообщать третьим лицам остаток денег на счетах, банковских картах, их номера, сроки действия, CVC/CVV-коды с оборота карт и коды из СМС-сообщений, приходящих с сервисных телефонных номеров банков.

Рекомендуется пользоваться и вводить платежную информацию только на проверенных сайтах, а при поступлении сомнительных звонков либо сообщений- прекращать диалог.

В случае поступления звонков, подозрительных сообщений или совершении иных мошеннических действий необходимо обратиться в органы полиции. Преступления в сфере информационно-телекоммуникационных технологий квалифицируются по статье 159 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Дарением признается сделка, в ходе которой собственник имущества (даритель), в данном случае владелец квартиры, дома или другой недвижимости, на безвозмездной основе передает его в полное владение иной стороне (одаряемый). Необходимо помнить, что совершение и оформление такой сделки облагается налогом, а налоговая обязанность возникает именно у одаряемого (даритель не должен платить налог, так как передает недвижимость безвозмездно, не получая дохода).

Однако закон освобождает от уплаты налога на доходы физических лиц (далее по тексту - НДФЛ) тех, кто приходится дарителю членом семьи или близким родственником (пункт 18.1 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации). Согласно статье 14 Семейного кодекса Российской Федерации таковыми признаются дети и родители, официальные супруги, внуки и дедушки (или бабушки), братья и сестры (полностью родные или имеющие одного общего родителя).

Если даритель и одаряемый не относятся ни к одной из вышеперечисленных категорий (как например, тетя и племянник, зять и теща и т.д.), одаряемый обязан уплатить НДФЛ.

В отдельных случаях допускается освобождение от уплаты НДФЛ, даже если даритель и одаряемый не приходятся друг другу родственниками из указанного перечня. В соответствии с письмом Минфина от 29.01.2018 № 03-04-05/4896 такой случай наступает, если есть решение суда, которым они признаны членами одной семьи. Однако к совместно проживающим (сожителям) эта норма не относится - поскольку в отсутствие официальной регистрации брака они не являются родственниками с точки зрения закона.

В случае, если договор дарения будет расторгнут, одаряемый не должен платить НДФЛ, так как не получает дохода. Освобождение применяется со дня, когда в ЕГРН была внесена запись о переходе собственности на недвижимость обратно к дарителю.

Приобретательную давность можно назвать очень необычным способом получения права собственности на имущество. Пользователь такого имущества не несет никаких затрат по созданию или его покупке, однако в результате долгого владения им и он может стать собственником. При кажущейся простоте этой возможности на практике стать собственником имущества в силу приобретательной давности очень нелегко. Для этого нужно множество моментов доказать суду и иметь терпение.

Чтобы приобрести имущество в собственность в порядке приобретательной давности нужно обратиться в суд с иском, при этом должны быть соблюдены все условия, перечисленные в статье 234 Гражданского кодекса Российской Федерации – это добросовестность, открытость и непрерывность владения имуществом.

Давностным владельцем признается лицо, которое не является собственником имущества, но открыто, непрерывно и добросовестно владеет им как собственным в течение 15 лет, если речь идет о недвижимости и пяти лет - о движимых вещах. Эти сроки исчисляются с момента, когда истек трехлетний срок исковой давности. Таким образом, ждать придется целых 18 или 8 лет соответственно. И только после этого становится возможным подать иск о признании права собственности.

Смысл понятий добросовестность, открытость, непрерывность и владение вещью как своей собственной, раскрыт в пункте 15 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29.04.2010 № 10/22 «О некоторых вопросах возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав».

Давностное владение является добросовестным, если лицо добросовестно считало, что у него нет препятствий стать собственником, никто не заявляет о своих правах и притязаний на имущество, лицо владеет им и добросовестно.

Помимо добросовестности необходимо будет доказать, что владение имуществом было открытым, т.е. человек не скрывает факт владения имуществом и обстоятельства его получения, содержит это имущество, вносит необходимые платежи, ремонтирует его. Окружающие видят, что только он владеет и пользуется имуществом. Такие моменты свидетельствуют о добросовестности давностного владельца, который фактически владеет имуществом как своим собственным, не являясь собственником.

Чтобы иметь возможность стать собственником имущества в силу приобретательной давности, нужно соблюсти не только условие о сроке владения, но и его непрерывности. Владение будет непрерывным, если оно не прекращалось в течение всего срока приобретательной давности. В случае перерыва во времени владения срок приобретательной давности будет исчисляться заново.

Только при сочетании всех вышеперечисленных условий возможно приобретение права собственности в силу приобретательной давности.

Постановлением Правительства РФ «Об особенностях регулирования земельных правоотношений в Российской Федерации» упрощена процедура предоставления земельных участков гражданам и предприятиям.

Так, предприниматели, налаживающие производство по импортозамещению продукции, смогут получить государственные и муниципальные земельные участки в аренду без проведения торгов.

Упрощенная процедура также касается садоводов, огородников и граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

Сделка состоится при условии, что органы земельного надзора не выявили никаких нарушений в обращении с землей. Это существенно упростит жизнь граждан, которые имели участки, находящиеся на государственных или муниципальных землях.

Кроме того, государство сможет равноценно обменивать государственные или муниципальные земельные участки на частную землю, если она потребуется для строительства социально-культурных и коммунально-бытовых объектов. Эта норма также будет применяться при реализации масштабных инвестиционных проектов.

В соответствии с требованиями пункта 2 части 1 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, подлежат обязательному лицензированию. Осуществление вышеуказанных действий без лицензии образует состав преступления, предусмотренного статьей 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации «Незаконный оборот специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации».

Максимальное наказание предусмотрено названной статьей в виде лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Лицо, приобретшее указанные специальные технические средства, по общему правилу, также подлежит ответственности на основании данной статьи уголовного закона. Вместе с тем для подобных случаев установлено исключение. Согласно положениям пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)» не могут быть квалифицированы по статье 138.1 Уголовного кодекса Российской Федерации действия лица, которое приобрело предназначенное для негласного получения информации устройство с намерением использовать, например, в целях обеспечения личной безопасности, безопасности членов семьи, в том числе детей, сохранности имущества или в целях слежения за животными и не предполагало применять его в качестве средства посягательства на конституционные права граждан.

Статьей 327 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за подделку, изготовление или оборот поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей или бланков.

Данной статьей определено, что подделка официального документа (водительского удостоверения, военного билета), предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования или сбыт такого документа либо изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей или бланков наказываются ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

Кроме того, за подделку паспорта гражданина или удостоверения, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях их использования или сбыт таких документов предусмотрено наказание в виде ограничения свободы на срок до трех лет, либо принудительных работ на срок до трех лет, либо лишения свободы на срок до трех лет.

Приобретение, хранение, перевозка в целях использования или сбыта либо использование заведомо поддельных паспорта гражданина, удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, также влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок до одного года.

Согласно части 1 статьи 23 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 24 Конституции РФ).

В соответствие со статьей 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ), обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том чисел его фотографии, а также видеозаписи или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с его согласия.

В развитие названных конституционных положений в целях обеспечения защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, принят Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее по тексту - Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ), регулирующий отношения, связанные с обработкой персональных данных.

Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ определяет принципы и условия обработки персональных данных, права субъекта персональных данных, права и обязанности иных участников правоотношений, регулируемых этим законом.

Согласно пункту 1 статьи 3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ персональные данные - любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному, или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных). Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (пункт 3 статьи 3 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ). Кроме того, статьей 11 Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ определено, что сведения, которые характеризуют физиологические и биологические особенности человека, на основании которых можно установить его личность (биометрические персональные данные) могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных.

В силу статьи 64 Семейного кодекса Российской Федерации защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми физическими и юридическими лицами, в том числе в судах, без специальных полномочий.

С учетом изложенного, обнародование и использование изображения (фотографии) несовершеннолетнего может осуществляться только с согласия его родителей либо иных законных представителей (усыновителей и опекунов).

Нарушение изложенных требований закона влечет административную ответственность по статье 13.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 6 000 рублей; на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 60 000 до 100 000 рублей.

Правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, ответственность за осуществление экстремистской деятельности определены Федеральным законом от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

Экстремистская идеология - совокупность взглядов и идей, представляющих насильственные и иные противоправные действия как основное средство разрешения политических, расовых, национальных, религиозных и социальных конфликтов.

К экстремисткой деятельности относится насильственное изменение основ конституционного строя или нарушение территориальной целостности Российской Федерации, ущемление прав граждан, возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, пропаганда превосходства либо неполноценности человека и совершение преступлений по мотивам указанной ненависти или вражды, использование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики экстремистских организаций, массовое распространение экстремистских материалов.

За совершение данных деяний предусмотрена административная и уголовная ответственность.

В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ) содержится порядка 10, а в Уголовном кодексе Российской Федерации (далее по тексту - УК РФ) - 12 статей, предусматривающих ответственность за совершение правонарушений и преступлений экстремистской направленности.

Административные наказания для граждан и должностных лиц могут быть в виде штрафа в размере от 1 000 до 200 000 рублей и административного ареста на срок до 15 суток.

Уголовным кодексом Российской Федерации в зависимости от совершенного преступления предусмотрены виды наказаний, начиная от штрафа в размере 300 000 рублей и вплоть до пожизненного лишения свободы.

Кроме того, информация об осужденном включается Федеральной службой по финансовому мониторингу в перечень лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму.

Например, статьями 280, 282 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за публичные призывы к осуществлению экстремистской деятельности и повторно совершенные действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет».

К уголовной ответственности за указанные действия могут быть привлечены лица, достигшие возраста 16 лет.

Если же какое-либо преступление совершено по мотивам политической, идеологической, национальной или религиозной ненависти или вражды, то данное обстоятельство является отягчающим и влечёт за собой усиление уголовной ответственности, а вышеуказанные мотивы в ряде статей УК РФ являются квалифицирующими признаками и также отягчают ответственность.

Часто встречающимся видом экстремистской деятельности является массовое распространение экстремистских материалов, особенно в сети Интернет.

Такие материалы признаются экстремистскими судом по месту их обнаружения. Федеральный список экстремистских материалов размещается на сайте Министерства юстиции Российской Федерации. За производство и распространение экстремистских материалов предусмотрена административная ответственность по статье 20.29 КоАП РФ, пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций - по статье 20.3 КоАП РФ.

Использование данной символики допускается лишь в случаях, когда в ее процессе формируется негативное отношении к идеологии нацизма и экстремизма.

Также КоАП РФ устанавливает ответственность за:

- действия, направленные на возбуждение ненависти либо вражды, а также унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии, а равно принадлежности к какой-либо социальной группе, совершенных публично или с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети «Интернет» (статья 20.3.1);

- действия, направленные на нарушение территориальной целостности Российской Федерации (ст. 20.3.2);

- действия, направленные на дискредитацию, воспрепятствование использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, а равно направленные на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях (ст. 20.3.3);

- призывы к осуществлению мер ограничительного характера, выражающихся во введении или в продлении политических или экономических санкций в отношении Российской Федерации, ее граждан или юридических лиц.

Повторное совершение перечисленных действий содержит признаки уголовно наказуемых деяний.

С информацией о фактах совершения преступлений и правонарушений экстремистского характера необходимо обращаться в органы прокуратуры, следственного комитета, внутренних дел, федеральной службы безопасности.

Понятие «электронный кошелек» в законодательстве Российской Федерации не закреплено. Но перевод денежных средств в рамках безналичных расчетов регулируется Федеральным законом от 27.06.2011 № 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее по тексту – Федеральный закон № 161-ФЗ). В терминах законодательства общеупотребимое словосочетание «электронный кошелек» превращается в «электронное средство платежа».

Согласно Федеральнму закону № 161-ФЗ электронным средством платежа является средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Соответственно электронный кошелек является электронным средством платежа, а также денежные средства, находящиеся на данном кошельке, электронными денежными средствами.

В соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) кража и мошенничество с использованием электронных денежных средств является преступлением.

Так, в соответствии с пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ – кража, то есть тайное хищение чужого имущества, совершенная с банковского счета, а равно в отношении электронных денежных средств наказывается штрафом в размере от 100 000 до 500 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с ограничением свободы на срок до полутора лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового и с ограничением свободы на срок до полутора лет либо без такового.

В соответствии с частью 1 статьи 159.3 УК РФ – мошенничество с использованием электронных средств платежа наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо ограничением свободы на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до трех лет.

Таким образом, лицо, похитившее денежные средства с электронного кошелька, будет привлечено к уголовной ответственности в соответствии с УК РФ.

На территории Российской Федерации услуги связи оказываются операторами связи только на основании договора об оказании таких услуг (статья 44 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»).

Заключение договоров об оказании услуг сотовой связи в нестационарных торговых объектах запрещается, за исключением случаев заключения оператором связи или уполномоченным им лицом таких договоров с специально оборудованных транспортных средств.

При заключении договоров по оказанию услуг сотовой связи, в том числе при продаже sim-карт оператор связи или лицо, действующее от его имени обязаны внести в такой договор достоверные сведения об абоненте. Заключение договоров возможно только при предъявлении документа, удостоверяющего личность.

За заключение договоров оказания услуг сотовой связи и (или) продажу sim-карт неуполномоченным лицом статья 13.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде штрафа:

  • для граждан – от 2 000 до 5 000 рублей;
  • для должностных лиц - от 10 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Ряд статей Уголовного кодекса РФ (далее по тексту – УК РФ) предусматривают уголовную ответственность, за совершение преступлений статья 158.1 УК РФ (мелкое хищение, совершенное лицом, подвергнутым административному наказанию), статья 264.1 УК РФ (управление транспортным средством в состоянии опьянения лицом, подвергнутым административному наказанию или имеющим судимость), статья 157 УК РФ (неуплата средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей), статья 116.1 УК РФ (нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию), то есть за совершение административно наказуемых деяний, если указанные действия совершены лицом повторно, то есть в случае, если лицо подвергнуто административному наказанию по постановлению суда.

В соответствии со статьей 4.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП РФ), лицо считается подвергнутым административному наказанию со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания до истечения одного года со дня исполнения данного постановления, то есть отбытия административного наказания, за исключением выплаты штрафа, если лицу было назначено административное наказание в виде штрафа.

Согласно статье 31.9 КоАП РФ, постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение двух лет со дня его вступления в законную силу за исключением случаев отсрочки, рассрочки или приостановления исполнения постановления о назначенном лицу наказанию.

Таким образом, при определении периода, в течение которого лицо является подвергнутым административному наказанию необходимо исходить из того, что по смыслу статьи 4.6 КоАП РФ, лицо считается подвергнутым административному наказанию до истечения одного года со дня: исполнения постановления о назначении административному наказанию по которому исполнено полностью; истечения сроков давности исполнения постановления о назначении административного наказания, либо в иных случаях, предусмотренных статьями 31.7, 32.13 КоАП РФ.

Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости.

Судимость в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) учитывается при рецидиве преступлений, назначении наказания и влечет за собой иные правовые последствия в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами.

Существуют два вида прекращения судимости: погашение и снятие.

Погашение судимости - прекращение этого правового последствия после истечения установленного законом срока. С погашением судимости снимаются все ее правовые последствия и лицо считается несудимым.

Сроки погашения судимости определяются характером и степенью общественной опасности совершенного преступления.

Частью 3 статьи 86 УК РФ предусмотрено следующие сроки погашения судимости в отношении лиц:

- условно осужденных, - по истечении испытательного срока;

- осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы, - по истечении одного года после отбытия наказания;

- осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении 3 лет после отбытия наказания;

- осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, - по истечении 8 лет после отбытия наказания;

- осужденных за особо тяжкие преступления, - по истечении 10 лет после отбытия наказания.

Досрочное снятие судимости судом предусмотрено частью 5 статьи 86 УК РФ. В ней говорится, что если осужденный после отбытия наказания вел себя безупречно, то по его ходатайству суд может снять с него судимость до истечения срока погашения судимости.

Вопрос о снятии судимости разрешается в пределах установленной по уголовному делу подсудности судом или мировым судьей по месту жительства осужденного.

В случае отказа в снятии судимости повторное ходатайство об этом может быть заявлено перед судом не ранее чем через год со дня принятия судом решения об отказе.

Участие осужденного в рассмотрении ходатайства является обязательным.

Судимость может быть снята досрочно в порядке амнистии, объявленной Государственной Думой Российской Федерации, если в конкретном акте об амнистии указывается об этом.

Судимость может быть также снята и в связи с актом помилования. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью (часть 6 статьи 86 УК РФ). Лицо, у которого погашена или снята судимость, считается несудимым.

Семейным кодексом Российской Федерации предусмотрены обязательства родителей по уплате алиментов на содержание своих несовершеннолетних детей, закреплен порядок, размер и способы исполнения такого рода обязательств.

За неуплату алиментов без уважительных причин в нарушение решения суда предусмотрена уголовная ответственность по части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации.

Основным условием наступления уголовной ответственности является наличие судебного решения о взыскании алиментов, на основании которого судебным приставом возбуждается исполнительное производство.

В случае уклонения должника от выплаты алиментов, взысканных по решению суда, а также, если при отсутствии уважительных причин ​в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства денежные средства не выплачиваются, предусмотрена административная ответственность по статье 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В случае, если лицо в дальнейшем продолжает уклоняться от уплаты алиментов на содержание несовершеннолетних детей, оно может быть привлечено к уголовной ответственности по части 1 статьи 157 Уголовного кодекса Российской Федерации, санкция которой предусматривает меру ответственности в виде: исправительных работ на срок до одного года, либо принудительных работ на тот же срок, либо арест на срок до трех месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года.

Оборот оружия на территории Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» и иными нормативно-правовыми актами.

Оружие и патроны, принадлежащие гражданам Российской Федерации, должны храниться по месту проживания с соблюдением условий, обеспечивающих сохранность и безопасность хранения оружия, исключающих доступ к нему посторонних лиц. В некоторых случаях для данных целей предусматривается отдельное помещение. Оружие должно храниться в сейфах, либо деревянных ящиках, обитых железом, запирающихся на замок. При хранении оружие должно быть разряжено и поставлено на предохранитель. Патроны хранятся отдельно от оружия в упаковке, не ближе одного метра от источников тепла.

Ключи от сейфа, в котором хранится оружие, должны находиться только у владельца оружия. Кроме того, сейф с оружием жестко укрепляется в месте его хранения для предупреждения свободного выноса.

Хранение оружия и патронов к нему в местах временного пребывания осуществляется в условиях, исключающих доступ к нему посторонних лиц.

При ношении оружия и патронов к нему граждане РФ обязаны иметь при себе документы, удостоверяющие их личность, а также выданное разрешение на хранение или ношение имеющегося оружия, либо корешок лицензии при транспортировке оружия с места покупки.

В случаях находки оружия и патронов к нему, последние подлежат немедленной сдачи в отделы полиции. Лицо, добровольно сдавшее оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества и взрывные устройства, освобождается от уголовной ответственности, если в его деянии не содержится иного состава преступления. Незаконное хранение и пользование найденного оружия запрещено уголовным законодательством РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ) некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение. Применение данного порядка возможно в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей второго раздела КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В случае замены административного штрафа на предупреждение дополнительное наказание, предусмотренное соответствующей статьей КоАП РФ, не применяется.

Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» Уголовный Кодекс Российской Федерации (далее по тексту – УК РФ) дополнен статьей 207.3. Указанные изменения вступили в силу с 4 марта 2022 года.

Так, согласно части 1 статьи 207.3 УК РФ, предусмотрена уголовная ответственность за публичное распространение под видом достоверных сообщений заведомо ложной информации, содержащей данные об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.

За совершение указанного преступления предусмотрено максимальное наказание в виде лишения свободы на срок до трех лет.

Частью 2 статьи 207.3 УК РФ установлены такие квалифицирующие признаки данного преступления, как совершение его лицом с использованием своего служебного положения (пункт «а»); группой лиц, группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (пункт «б»); с искусственным созданием доказательств обвинения (пункт «в»); из корыстных побуждений (п. «г»); по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы (пункт «д»). Максимальное наказание за данное преступление – лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Часть 3 статьи 207.3 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение деяний, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 207.3 УК РФ, повлекших тяжкие последствия, а в качестве наказания – лишение свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.

Предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 207.3 УК РФ, осуществляется следователями Следственного комитета Российской Федерации.

Статьей 273 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за создание, распространение или использование компьютерных программ либо иной компьютерной информации, заведомо предназначенных для несанкционированного уничтожения, блокирования, модификации, копирования компьютерной информации или нейтрализации средств защиты компьютерной информации.

Данной статьей предусмотрена ответственность за указанные деяния, совершенные группой лиц по предварительному сговору или организованной группой либо лицом с использованием своего служебного положения, а равно причинившие крупный ущерб или совершенные из корыстной заинтересованности.

Кроме того, законодатель установил ответственность за те же деяния, если они повлекли тяжкие последствия или создали угрозу их наступления.

В зависимости от тяжести совершенного преступления минимальное наказание может быть назначено в виде ограничения свободы на срок до 4 лет, а максимальное наказание – в виде лишения свободы на срок до 7 лет.

В настоящее время продолжается цифровая трансформация принудительного исполнения исполнительных документов. Целями создания суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» являются: повышение осведомленности сторон исполнительного производства, повышение прозрачности работы судебного пристава по исполнительному производству для сторон исполнительного производства, упрощение процесса предъявления исполнительных документов взыскателями на исполнение, упрощение процесса подачи заявлений, жалоб, ходатайств в Федеральную службу судебных приставов.

Необходимые корректировки в существующее правовое регулирование в этой сфере внесено Федеральным закон от 21.12.2021 № 417-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который вступает в силу сегодня, 20.06.2022.

Законом предусмотрена возможность автоматического принятия решений (без участия должностных лиц службы судебных приставов) по вопросам:

- возбуждения исполнительного производства,

- отказа в возбуждении исполнительного производства,

- окончания исполнительного производства,

- приостановления исполнительного производства,

- прекращения исполнительного производства,

- взыскания исполнительского сбора,

- установления и отмены установленных для должника ограничений, запретов,

- наложения и снятия арестов,

- предоставления на основании судебного акта, акта другого органа или должностного лица отсрочки или рассрочки исполнения требований исполнительного документа,

- обращения и отмены взыскания на денежные средства должника, а также заработную плату и (иные) доходы должника,

- рассмотрения заявлений, ходатайств лиц, участвующих в исполнительном производстве, поданных путем заполнения полей интерактивных форм заявлений, ходатайств, размещенных на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

При этом служба будет учитывать, есть ли в системе о государственных и муниципальных платежах сведения о неуплате в срок штрафов за нарушение законодательства. Решение примут в форме постановления ФССП, в котором среди прочего укажут идентификатор начисления. Документ направят участнику исполнительного производства, например, через Госуслуги. По общему правилу подать жалобу на постановление ФССП разрешат приставу, который ведет производство, и в суд. Как и сейчас обязательного досудебного порядка не будет.

Важно! Закон направлен также на минимизацию рисков ошибочной идентификации должников. Он расширил перечень требований, предъявляемых к исполнительным документам, а также закрепил необходимость указания в них одного из уникальных идентификаторов должника-гражданина (страховой номер индивидуального лицевого счета, идентификационный номер налогоплательщика, серия и номер документа, удостоверяющего личность, серия и номер водительского удостоверения, серия и номер свидетельства о регистрации транспортного средства).

Отношения в области обращения с животными в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными регламентированы Федеральным законом от 27.12.2018 № 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Статьей 13 указанного закона установлены следующие обязательные требования к содержанию домашних животных:

- при содержании домашних животных их владельцам необходимо соблюдать общие требования к содержанию животных, а также права и законные интересы лиц, проживающих в многоквартирном доме, в помещениях которого содержатся домашние животные;

- предельное количество домашних животных в местах содержания животных определяется исходя из возможности владельца обеспечивать животным условия, соответствующие ветеринарным нормам и правилам, а также с учетом соблюдения санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;

- выгул домашних животных должен осуществляться при условии обязательного обеспечения безопасности граждан, животных, сохранности имущества физических лиц и юридических лиц.

При выгуле домашнего животного необходимо соблюдать следующие требования:

1) исключать возможность свободного, неконтролируемого передвижения животного при пересечении проезжей части автомобильной дороги, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках;

2) обеспечивать уборку продуктов жизнедеятельности животного в местах и на территориях общего пользования;

3) не допускать выгул животного вне мест, разрешенных решением органа местного самоуправления для выгула животных.

Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка независимо от места выгула запрещается, за исключением случаев, если потенциально опасная собака находится на огороженной территории, принадлежащей владельцу потенциально опасной собаки на праве собственности или ином законном основании. О наличии этой собаки должна быть сделана предупреждающая надпись при входе на данную территорию.

Перечень потенциально опасных собак утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2019 № 974.

В настоящее время указанный перечень содержит следующие породы: Акбаш, Американский бандог, Амбульдог, Бразильский бульдог, Булли Кутта, Бульдог алапахский чистокровный (отто), Бэндог, Волко-собачьи гибриды, Волкособ (гибрид волка), Гуль дог, Питбульмастиф, Северокавказская собака, Метисы указанных собак.

Усыновление (удочерение) ребенка является важным институтом, направленным на охрану интересов ребенка и укрепление семьи.

Под интересами детей следует понимать создание благоприятных условий для их воспитания и всестороннего развития.

Нормы, регулирующие вопросы усыновления (удочерения), закреплены Семейным кодексом Российский Федерации, Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

Суд рассматривает дела об усыновлении (удочерении) в закрытом судебном заседании и предупреждает лиц, участвующих в деле, о необходимости соблюдения тайны усыновления (удочерения) под угрозой привлечения к уголовной ответственности.

Дела указанной категории рассматриваются с обязательным участием усыновителей, органа опеки и попечительства, а также прокурора.

Судом выясняются нравственные и личные качества усыновителя, а также проживающих совместно с ним членов семьи, в том числе характеристика с места работы, поведение в быту, факты привлечения к административной и уголовной ответственности, состояние здоровья усыновителя и усыновляемого, взаимоотношения членов семьи между собой. Указанные обстоятельства подлежат установлению независимо от того, является ли усыновитель посторонним лицом или родственником усыновляемого.

В соответствии со статьей 124 Семейного кодекса Российский Федерации усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

В целях соблюдения данного правила, при рассмотрении дела об усыновлении следует выяснить, имеются ли у усыновляемого ребенка братья или сестры, а также подлежат ли они усыновлению на момент рассмотрения данного дела в суде.

Закон не допускает ограничений усыновления для детей в зависимости от состояния их здоровья, однако при наличии у ребенка заболеваний необходимо установить смогут ли усыновители обеспечить надлежащий уход ребенку.

Если усыновляемый достиг возраста 10 лет, то его согласие является обязательным условием для усыновления.

Согласно требованиям статьи 269 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление об усыновлении или удочерении подается гражданами Российской Федерации, желающими усыновить ребенка, в районный суд по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка.

При удовлетворении заявления об усыновлении права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда.

Федеральным законом от 06.03.2022 № 38-ФЗ в статью 280 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» внесены изменения: уточнены правила участия в допросе несовершеннолетних потерпевших и свидетелей педагога и психолога, а также установлено предельное время допроса детей.

Ранее педагог участвовал в допросе потерпевших и свидетелей, которым не исполнилось 14 лет, а по усмотрению суда и в возрасте до 18 лет. Также в присутствии педагога проводился допрос детей, имеющих физические или психические недостатки.

Теперь педагог или психолог будут в обязательном порядке присутствовать при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до 16 лет, а по усмотрению суда и в возрасте от 16 до 18 лет. При получении показаний у несовершеннолетних с физическими или психическими недостатками участие педагога и (или) психолога должно быть обеспечено во всех случаях.

Кроме этого, впервые в уголовно-процессуальном законодательстве установлено предельное время допроса детей. Допрос с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до 7 лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности - более 1 часа, в возрасте от 7 до 14 лет - более 1 часа, а в общей сложности - более 2 часов, в возрасте старше 14 лет - более 2 часов, а в общей сложности - более 4 часов в день.